Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у обращённых в католичество жителей
Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не
удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры
называются стригои, от древнегреческого термина strix,
означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона
или ведьму.
Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои — это живые ведьмы, которые становятся вампирами
после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами
или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися,
чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды
вампиров в румынском фольклоре
включают мороев и приколичей.
Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком
рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с
хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до
крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же
пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую
посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало
несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.
Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре,
больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так
же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже
больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка).
Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или
разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были
наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 4 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда
все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется
в Европе.
Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу
с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров
определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел. Могилы
часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти
молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего
на вампиризм.
Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие
«рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть
хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая
недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали
тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали
чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.
Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а
затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб
пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части,
смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.
Цыганские верования в вампиров
Даже сегодня цыганам отводится особое внимание в художественных книгах и
фильмах о вампирах, без сомнения под влиянием книги Брэма СтокераДракула, в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося
его коробки с землёй и охраняя его.
Традиционные цыганские верования включают идею о том, что душа умершего
попадает в мир, похожий на наш, за исключением того, что там нет смерти. Душа
остаётся неподалёку от тела и иногда хочет вернуться. Цыганские легенды о живых
мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях.
Прародина цыган, Индия,
имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет
— это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг
оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии,
согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarākŞhasa),
вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого
оно пило кровь. Ветала и пишака (pishacha) — немного другие существа, но в
некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в
переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или
распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это
перевоплощение не определяется при рождении и т. д. но «зарабатывается»
непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем,
что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир
смертной плоти при следующем перевоплощении.
Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови — это Кали,
которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки.
Её храмы
находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга (Durga)
сражались с демоном Рактабия (Raktabija), который мог размножаться с помощью
каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни
капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабию.
Что интересно, имя Кали является приложением к официально непризнанной
цыганской святой Саре (Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Деве Марии и Марии Магдалине и вместе с ними высадилась на
берегу Франции. Цыгане до сих пор проводят церемонию в ночь на 25 мая
в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это
событие. Поскольку святилище Сары Кали находится под землёй, местные жители
издревна с подозрением относились к ночному поклонению «цыганской святой», и
среди выдвигаемых ими версий были причастность культа Сары Кали к сатанизму и устраиваемые цыганами вампирские
оргии.
Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло (mullo) (мертвец,
покойник). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и/или пьёт
чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не
соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество
покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай).
Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж,
но будут изнурять мужа.[11]
Вообще, в цыганских легендах вампиры отличаются повышенным сексуальным
аппетитом.
Любой, кто имел необычную внешность, например, тот, у кого отсутствовал
палец или были придатки, свойственные животным, была заячья губа или волчья
пасть, ярко-голубые глаза и т. д. мог стать вампиром. Если никто не видел, как
человек умер, то умерший становился вампиром; так же как если труп распух до
того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для
земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком
долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь.
Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или
клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон.
Они также клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в
ноги. Дальнейшими мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней
кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание.